ДРОЗДОВИЧ ЯЗЕП НАРЦИЗОВИЧ
В 1919 работал в Белорусском литературно-издательском отделе при Комиссариате просвещения БССР. В 1919-1920 в Минске: художник-декоратор в "Беларускай хатцы", Белорусском государственном театре; в 1919 организовал культурно-просветительское товарищество "Заранка", которое открывало школы, любительский театр, библиотеку; преподавал рисование в белорусской гимназии и женской прогимназии, сотрудничал с литературными издательствами как иллюстратор.
После возвращения на Дисенщину, которая, согласно Рижскому договору (1921), отошла к Польше, в 1921-1924 - кооператор, в 1921-1922 пробовал организовать на родине белорусские школы. В 1924-1926 преподавал рисование в Глубокской школе, активно сотрудничал с ТБШ. Работал в Радашковичской белорусской гимназии имени Ф. Скорины. В 1926-1927 работал в сатирическом журнале "Молния". В 1927 основал художественную студию при Виленской белорусской гимназии. В 1927-1929 преподавал рисование в Новогрудской белорусской гимназии, вел работу по сбору экспонатов для Виленского белорусского музея. В 1931-1939 - странствующий художник. После присоединения Западной Беларуси к БССР учился на кратковременных учительских курсах и в 1940-1941 работал учителем рисования и ботаники в Глубоком и Лужках. Умер Я. Дроздович в Подсвильской больнице 15 сентября 1954. В музее-комнате народного творчества, что создан в местной средней школе - его картины, ковры, графические работы, материалы про жизнь и творчество мастера. Похоронен на кладбище между деревнями Липляны и Малыя Давыдки. В 1982 на могиле установлена стела с барельефом "вечного странника" (скульптор А. Шатерник).
Круг интересов Дроздовича был чрезвычайно широк: история, археология, этнография, литература, астрономия. Он записывал фольклор и обрабатывал для словарей народную лексику Дисенщины и Пинщины, составил сборник "Песни Дисенщины". Писал стихотворения, прозу, вел дневники. В 1923 в Вильно была напечатанная первая часть его повести "Безумец без безумства". Большинство его произведений, в т.ч. поэма "Тризна былого", посвященная древней Полаччине, и историческая повесть "Гарадольская пуща", повествование "Сон Гораноса" с его иллюстрациями остались в рукописях. События в повести "Гарадольская пуща" происходят на родной ему Дисенщине в 13 ст. В Вильно под псевдонимом Я. Нарцызов выдал книжку "Побратимы и большая шишка" (1923 г.). В Свири, позже в родных местах проводил археологические исследования. В неизданной работе "Дисенская доисторическая старина" описал 30 археологических памятников. Открыл несколько стоянок каменного и бронзового веков, много каменных крестов, собрал коллекцию каменных топоров. Дневники Я. Дроздовича, которые он вёл в 1930-1950-я, напечатаны в 1991 ("Молодость" № 5-12). Автор научно-популярной брошюры по астрономии "Небесные бега" (1931 г.). Но наиболее Я. Дроздович известен как художник.
Первые рисунки Я. Дроздовича - "Тризна былого", "Ворота будущего" написаны в 1907 под влиянием М. Чурлёниса. Символический смысл имели и сделанные художником обложки "Белорусского календаря на 1910", книги К. Буйло "Курганный цветок" (1914 г.), "Школьного песенника" А. Гриневича (1920 г.), и др. С самого начала своей творческой деятельности использовал исторические реалии и мотивы. Нарисовал в реалистичном характере серию графических видов "Дисенщина" с крестьянскими усадьбами и полями, в картинах этой серии художник дал поэтический образ родной стороны ("Стадолище", "Деревня Лавриновка", "Гороватка", "Пуньки", "Александрия", "Над Дисёнкой" и др.). Так же известны графические серии "Древний Минск", "Заславль", "Древняя стройка на Беларуси", "Башня Прозор", "Минск. Высокое место", "Место впадения Немиги в Свислочь". Графические рисунки Я. Дроздовича украсили учебник географии А. Смолича. На границе 1910-1920-х сделал графические портреты полоцких и смоленских князей, в т.ч. Всеслава Чародея, живописные картины "Сожженные усадьбы", "Всеслав Чародей в порубе под палатами киевского князя", "Погоня Ярилы", альбом графики "Глубокое". В это время Я. Дроздович сложился как художник исторической темы. Во 2-й пол. 1920-х создал большие графические серии (по 14-16 листов) "Глубокое", "Пинщина", "Мир", "Любча", "Щорсы", "Новогрудок и Новогрудчина", "Лида", "Крево", "Гольшаны", "Баруны", "Троки", "Медники", "Кушляны", "Жупраны", посвящённые городищам, замкам и культовым постройкам, живописные портреты Ф. Скорины и Ф. Богушевича. В это время много странствовал по Дисенщине, Пинщине, где делал графические зарисовки, собирал этнографические материалы для "Белорусского этнографического словаря". В 1927 и 1-й пол. 1940-х написал несколько картин, посвященных Ф. Скорине. По мотивам "Слово о полку Игоревом" написал картину "Песня Баяна". В 1940-1946, вдохновлённый героической борьбой народа в годы Великой Отечественной войны, возвращается к мотивам прошлого - картины "Полочане выгоняют князя", "Всеслав Чародей под Гродно", "Перстень Всеслава Чародея". Я. Дроздович - основоположник (в нач. 1930-х) космической темы в изобразительном искусстве: серии "Жизнь на Марсе", "Артаполис", "Жизнь на Венере" (1931 г.), "Жизнь на Сатурне" и "Жизнь на Луне" (1932 г.), "Космос" (1940 г.). Рисовал настенные ковры, которые отличались оригинальным построением композиции (сюжетный рисунок в центре с растительной обрисовкой). Работал в сфере скульптуры: бюст Ф. Скорины (1916 г.), "Плачь Гориславы" (образ полоцкой княжны Рогнеды, 1916 г.), портреты-барельефы М. Машары, А. Гриневича, Я. Пачопки, своей матери.